Прайс-лист — это перечень товаров или услуг, которые реализует компания, с ценами на соответствующие позиции. Для одних — это документ из сотен позиций, для других — каталог, в котором зафиксированы несколько ключевых строк.
Задача прайс-листа — облегчить общение с клиентом и сделать его более прозрачным — показать ему ассортимент, обозначить уровни стоимости, предоставлять необходимые отчеты по итогам периода.
Цены в прайс-листе у большинства компаний указаны в рублях. Но некоторые ведут биллинг в нормочасах или баллах.
С примерами прайс-листов в жизни мы сталкиваемся постоянно — меню в кафе, прейскурант на сигареты в супермаркете, список услуг салонов красоты и т.п. Здесь мы разберём, зачем нужны прайс-листы при взаимодействии юридических лиц в рамках постпродажного обслуживания, сервиса и техподдержки? Какими особенностями они обладают и что в них включают?
Прайс-лист позволяет формализовать взаимодействие с клиентом. Он повышает прозрачность договорных и финансовых отношений, демонстрирует открытость компании, регулирует правила оказания услуг.
Поскольку стоимость услуги не возникает с потолка, а рассчитывается из фактических затрат и необходимой наценки, прайс-лист является одной из неотъемлемых частей бизнес-процесса. В самой компании он может использоваться для управления продажами. Внутренняя версия прайс-листа может содержать не только рыночную стоимость товара или услуги, но и их себестоимость, а также диапазон допустимой скидки или наценки для клиентов.
Как для самой компании, так и для ее клиентов прайс-лист упрощает сравнение конкурирующих предложений. Клиенту он помогает выбрать подходящий продукт или услугу.
Прайс-листов может быть несколько. В некоторых случаях так просто удобнее работать — устанавливать свои цены на услуги для клиентов из разных отраслей или групп компаний. Стоимость услуг может быть дороже для конкретных клиентов или только тех, с кем заключены экзотические SLA.
В отдельный прайс-лист можно вынести вендорские услуги / продукты. А иногда новый прайс-лист приходится создавать под требования тендеров и контрактов с фиксированными ценами.
Отсутствие прайс-листа (т.е. стоимости или ее неопределенность) может быть обусловлено следующими факторами:
При подготовке этой статьи мы проанализировали прайс-листы примерно трех десятков организаций — представителей среднего и малого сервисного бизнеса:
Обсудим, какие опции прайс-листов привычны клиентам и чаще всего используются бизнесом.
Если бизнес имеет достаточно узкую специализацию прайс-лист можно оформить в виде простой одноуровневой таблицы из нескольких десятков позиций. В случае сотен позиций целесообразно иметь иерархический прайс-лист или удобный поиск по подстроке в случае использования системы автоматизации или системы класса helpdesk.
Вот пример многоуровневого прайс-листа по ремонту сканеров (в строке под логотипом компании видна глубина вложенности):
По мере изменения себестоимости услуги из-за инфляции или преобразований на рынке цены, указанные в прайс-листе, могут изменяться.
Чтобы не создавать каждый раз новую версию документа, цены приводят к нормо-часам или условным единицам. Стоимость нормо-часа удобнее индексировать, чем весь прайс-лист.
К той же хитрости прибегают, когда одни и те же услуги могут предоставляться по разной стоимости в зависимости от удаленности объекта, действующих ограничений, модели оборудования и других параметров. То есть условное «Наращивание и монтаж батарей» «стоит» — 4 чел/часа, а «Консультация по системе. Базовая» — 0,5 чел/часа. При этом стоимость нормо-часа будет зависеть, предположим, от мощности. В этом примере удобнее было бы вести тарификацию за час рабочего времени. 10 часов потратили на дорогу и работы — 10 часов клиент оплатил. А промежуточную величину — нормо-часы — используют, чтобы упростить взаимоотношения между клиентом и компанией-исполнителем. Подобная практика распространена за рубежом.
В зависимости от специфики деятельности позиция в прайс-листе и ее стоимость может быть за 1 метр, за 1 контур, за каждые 100 Ватт (как при обслуживании климатического оборудования) и т.д.
Практика показывает, что в прейскурантах часто указывают повышающие или понижающие коэффициенты относительно базовой стоимости. Повышающие могут применяться в случае привлечения специалиста более высокой квалификации, выполнения работ ночью или за рамками рабочего графика, для удаленного объекта и т.д. Понижающий коэффициент может использоваться при пакетном заказе услуг или для специализированных организаций.
В стоимость услуг могут включаться расходы на вспомогательные материалы, доставку и т.д. Они зависят от поставщика и других внешних факторов, поэтому не всегда удобно включать их в прайс-лист. В этом случае компании указывают условия под таблицей с ценами (под звездочкой) или приводят нижнюю / верхнюю границы цены.
Многие компании пытаются минимизировать свои риски и затраты, вводя в каталог позиций отдельные строки для неустоек.
Модель абонентского обслуживания подразумевает оказание определенного набора услуг по фиксированной стоимости. При этом сам набор услуг называется пакетом или тарифным планом.
Тарифные планы могут отличаться объемом включенных возможностей и параметрами качества: временем реакции на обращение и закрытия заявки, возможностью экстренного выезда, графиком оказания услуг и т.д. Иногда тарифные планы включают определенное количество часов или рабочих мест (в случае ит-аутсорсинга или центрах поддержки по программным решениям).
Услуги, входящие в тариф, биллинговать не нужно. Если же клиент получает какой-то дополнительный сервис, нужен прайс-лист и на него.
На скриншоте пример раздела поддержки еще одного клиента нашей системы учета заявок и обслуживания. Здесь присутствуют как сами тарифы, так и дополнительные опции с описаниями.
Кстати, этот пример содержит не только сами тарифы, но и дополнительные опции, доступные для некоторых из них за отдельную доплату.
А по ссылке вы можете найти пример тарифов с разными SLA.
При наличии абонентских договоров сервисная компания может предлагать и разовые работы. Для них лучше иметь отдельный прайс-лист.
Большинство частных компаний сами решают, составлять ли прайс-лист и что в нем указывать. Но для некоторых отраслей и услуг существуют закрепленные на законодательном уровне обязательства по наличию прайс-листа или указанным в нем ценам.
Так, в ТСЖ или управляющей компании обязательно должен быть прайс-лист на оказываемые виды услуг. Тарифы для муниципальных домов утверждаются постановлением мэра.
Для некоторых услуг постановлениями Правительства могут вводиться ограничения на предельный уровень цен. Они определяют не прайс-лист как таковой, а стоимость, по которой услуг может закупать государственное предприятие. Например, в регионах есть постановления о предельном уровне цен на услуги и работы, связанные с капитальным ремонтом многоквартирных домов. Работая с таким заказчиком, сервисной компании необходимо составлять прайс-лист в соответствии с этими ограничениями, иначе сделки просто не состоятся. Так что в каком-то смысле законодательство определяет их прайс-лист.
Также тарифы может ограничивать вендор. В этом случае перечень услуг и их стоимость прописывается официально. Как и в случае с государственным регулированием, цель этих ограничений — ограничение накрутки и демпинга. Кроме того так вендор выравнивает базовый набор услуг у разных дилеров.
Вы — сервисная компания, которая работает с юридическими лицами? Тогда обязательно составьте свой прайс-лист на услуги, детально опишите возможности абонентских договоров и пакетов.
Формирование стоимости услуг — процесс не самый простой. Для начала необходимо проработать модель ценообразования — предложить ли клиентам набор услуг по прайс-листу или собрать пакеты со SLA? Нужно учитывать расходы, цены конкурентов, закладывать норму прибыли и т.д. Но на выходе это поможет сформировать позитивное отношение клиентов к вашему бизнесу.
Наличие прайс-листа — это показатель зрелости, прозрачности и серьезного отношения компании к заказчику. Согласитесь, предоставление услуг в формате «на рынке», когда стоимость определяется в зависимости от погоды, настроения, наглости покупателя или самой компании, должны уйти в прошлое. Прайс-лист — это в первую очередь прозрачность в отношениях между заказчиком и исполнителем.
Прайс-лист может быть мощным оружием маркетинга, если акцентировать в нем внимание на уникальности вашего предложения — специфичных позициях, необычных дополнительных возможностях, удобстве взаимодействия. Он же помогает дистанцироваться от конкурентов.
А вот отсутствие каталога услуг с ценами, напротив, может вызывать недоверие клиентов. Они могут воспринять его, как признак неэффективности внутренних процессов и неподготовленности самой компании.
Единых требований к оформлению прайс-листов не существует. А правила хорошего тона определяют, что он должен быть максимально понятным как сотрудникам сервисной компании, так и клиенту. Как именно трактовать эту рекомендацию, зависит от целей создания прайс-листа:
Есть и несколько общих рекомендаций по оформлению:
Простой прайс-лист можно оформить самостоятельно в Excel.
Кстати, в нашей системе автоматизации службы поддержки Okdesk есть специальный и функциональный модуль (модуль «Прайс-лист») для ведения прайс-листов и их использования для формирования спецификации выполненной заявки с готовой интеграцией с 1С.
Этот модуль дает возможность:
Введение прайс-листа может потребовать существенных преобразований в бизнесе.
Не обязательно проделывать весь этот путь за один шаг. Можно поэкспериментировать с работой по прайс-листу лишь в части взаимодействия с контрагентами, например, для нетипового обслуживания клиентов за рамками договора.
Если подход себя оправдает, прайс-лист можно ввести и для остальных сегментов бизнеса. Так, например, можно ввести различные варианты договоров обслуживания, отличающиеся включенными опциями и стоимостью (прайс-лист как раз поможет правильно сформулировать такое предложение).