Field service management (FSM) — это подходы и практики управления выездным обслуживанием, когда техники и инженеры выполняют работы на территории заказчика. Таким образом обслуживаются инженерные сети, всевозможные датчики (в том числе IoT), коммерческая недвижимость, вендинговые автоматы, банкоматы и т.п.
От управления типичной телефонной поддержкой field service management отличается необходимостью планирования выездов к клиенту и связанной с ними логистикой.
От того, насколько грамотно управляется выездной сервис, зависит эффективность работы компании.
Лишние разъезды, постоянные возвращения к клиенту для переделки уже выполненных работ — это огромные издержки, которых необходимо избегать, чтобы выжить на конкурентном рынке
FSM также отличается от управления простыми мобильными сотрудниками, поскольку требует наличия у мастера не только определенных навыков, но также инструментов и расходных материалов, которые в общем случае могут разниться от заказа к заказу. Это значит, что логистика должна включать предварительную классификацию клиентской проблемы и возможные визиты мастера на склад.
В общем случае в понятие FSM входит:
Пандемия и проникновение в разные рыночные сегменты инструментов удаленного управления подтолкнули развитие выездного обслуживания. Ожидается, что в мире с 2021 по 2030 год этот рынок вырастет почти на 20%.
Хотя российской действительности пока еще далеко до этих показателей, в целом у нас рынок выездного обслуживания идет тем же путем — активно развивается, особенно после пандемии.
Но текущая непростая экономическая ситуация внесет в это развитие коррективы.
B2B-клиенты сокращают расходы, поэтому на какое-то время уже сложившемуся рынку придется «затянуть пояса». Это значит, что возрастет конкуренция за клиента.
Как известно, конкурировать можно либо ценой, либо качеством сервиса.
Первый путь ведет в никуда — снижать цену все равно можно только до уровня окупаемости, а сейчас расходы на услуги наоборот возрастут из-за нарушения логистических цепочек, ажиотажного спроса или отсутствия запчастей и расходников, а также сопутствующей неразберихи на рынке.
Второй путь вполне перспективен, тем более в среднем уровень клиентоориентированности на российском рынке пока не высок. И в долгосрочной перспективе это более дешевый путь — удержание старого клиента стоит в
Есть несколько моментов, которые принципиально отличают управление выездным обслуживанием от работы службы удаленной техподдержки или сервисного отдела компании с одним офисом.
Мало того, что специалисту необходимо добраться до объекта обслуживания, ему нужно привезти с собой все требуемые расходники, запчасти и инструменты.
Для каждого заказа этот список может быть свой, т.е. в общем случае нельзя раскидывать заявки между специалистами исключительно по географическому принципу. Кроме того, время от времени специалистов придется направлять в офис или на склад для получения нужных расходников и сдачи подписанных клиентом документов.
Удаленная диагностика клиентской проблемы не всегда точна.
На месте могут вскрыться новые обстоятельства, которые потребуют дополнительных материалов или времени специалиста. Если это не предусмотреть заранее, придется организовать второй выезд, что означает дополнительные расходы для компании и часто вызывает недовольство клиента. И даже если проблема действительно может быть решена за один визит, каждый ремонт уникален и требует своих трудозатрат.
Выездной специалист не может отложить проблему клиента или быстро перекинуть ее на коллегу. Вопрос необходимо решить на месте, не имея большого запаса времени на размышления, иначе пострадает репутация компании в глазах клиента.
Учитывая описанные сложности для корректного управления выездными сервисными работами необходимо:
Специализированные инструменты для управления выездным сервисом позволяют решать одновременно несколько задач:
В хелп деск системе Окдеск есть весь перечисленный выше функционал, который позволяет эффективно управлять выездными работами.
Okdesk учитывает обслуживаемое оборудование, распределяет заявки между выездными мастерами с учетом их графика и местоположения, а также решает множество сопутствующих задач. Okdesk подходит даже для сложных бизнес-процессов с документооборотом между отделами.
Опыт наших клиентов показывает, что внедрение Okdesk для автоматизации выездных работ помогает оптимизировать загрузку специалистов, исключая ненужные визиты в офис.
Так например компания ИННИКО высвободила около 20% рабочего времени специалистов, отменив очные совещания и перейдя на распределение задач через мобильное приложение. Кстати, сокращение присутствия выездных инженеров в офисе позволяет арендовать помещение меньшей площади, т.е. сэкономить еще и на его содержании.
[shortcode-ru-29]
Специализированное FSM-решение поможет оптимизировать работу компаний, занимающихся:
Как и любой другой корпоративный софт, FSM-инструменты имеют два варианта развертывания — облачное и локальное. Рассмотрим преимущества и недостатки каждого из них.
При установке на собственных серверах решение полностью управляется компанией. Это можно посчитать преимуществом, поскольку бизнес не зависит от стороннего поставщика услуг.
Как правило, локальное развертывание требует больших затрат на старте — необходимо приобрести лицензию на софт и железо, на котором он будет развернут, а заодно нанять сотрудников (или подрядчика), которые займутся его настройкой.
Стоимость локальной версии обычно выше подписки на облачную. В ходе эксплуатации поддержание работоспособности инфраструктуры и обновление софта также потребует определенных трудозатрат. Иногда за время эксплуатации они действительно меньше, чем суммарная абонентская плата за облачное решение.
В случае локального развертывания запуск мобильных приложений для клиентов или сотрудников будет связан с трудностями — придется самостоятельно разрабатывать инструменты и выкладывать их в магазины приложений. Для этого нужны соответствующие специалисты.
Облачные решения чаще оплачиваются по модели абонентской подписки, т.е. не предполагают капитальных затрат ни на старте, ни впоследствии.
В том случае, когда нет точных данных о том, что продукт должен проработать в неизменном виде десятилетия (а такого нет почти никогда), это дешевле. Кроме того, компания получает все обновления без трудозатрат со своей стороны.
Последние события показали, что облачное развертывание может быть связано с внешнеполитическим риском.
Но он отсутствует, если рассматривать только российских поставщиков услуг. Кроме того, при облачном развертывании поставщик решения может предлагать мобильные приложения, и они будут работать без необходимости настройки общего доступа, найма программистов или взаимодействия с магазинами приложений.
Главное преимущество локального развертывания в том, что в этой ситуации компания сама занимается вопросами безопасности.
Поэтому такой подход как правило выбирают крупные организации, где есть своя политика безопасности, а также специалисты на зарплате, готовые строить систему с нуля.
Для малого и среднего бизнеса, тем более в условиях дефицита квалифицированных кадров, это не выгодно.
Основная версия Okdesk — облако, однако для крупных компаний мы готовы предложить локальную версию системы. Мы на 100% российская компания и не зависим от зарубежных сервисов — наши сервера размещены на территории РФ. Также Okdesk внесен в Единый реестр отечественного ПО.
Несколько важнейших KPI, позволяющих оценить эффективность работы выездных сотрудников:
Подробнее о KPI для выездных специалистов можно почитать в нашей статье.
Контролировать эти и другие KPI проще с помощью аналитики, которую предлагают специализированные инструменты для управления выездным обслуживанием.
После преодоления экономического кризиса рынок выездного обслуживания в России будет активно развиваться, а значит конкуренция в любом случае будет только увеличиваться. Единственный способ выжить в этой борьбе — выстроить собственные процессы и избавиться от рутины через автоматизацию управления выездным обслуживанием.
[shortcode-ru-29]