Согласно отраслевым исследованиям, участники рынка уверены, что на сервисе можно зарабатывать больше. Но для многих компаний, которые работают по сложившимся практикам не всегда очевидно, как сделать этот качественный переход в модели предоставления постпродажных услуг.
В этой статье мы поговорим о том, как перейти к повышению рентабельности сервиса — монетизации услуг, которые ранее «прилагались» к продажам (были бесплатными) или были безлимитными и не биллинговались.
Типичная история сервисного бизнеса в России в самых разных отраслях — обилие безлимитных обязательств перед клиентами.
Возможно, вы когда-то обещали бесплатный сервис после покупки оборудования или внедрения ПО, а, может быть, заключили много «безлимитных» договоров, в рамках которых клиенты могут обращаться к вам неограниченное количество раз за период.
На первых порах такая политика привлекает клиентов, но нагрузка на отдел технической поддержки будет неуклонно расти, как и хаос в рамках оказания такого сервиса.
Со временем «бесплатные обращения» превращаются в то, что инженеры вечно заняты, а клиенты вечно недовольны, что невозможно дозвониться, что на их обращения реагируют всё дольше, что качество поддержки — низкое. Одновременно расходы на оказание услуг растут.
Поднять в таких условиях цены на «бесплатный» сервис практически невозможно — клиенты с трудом согласятся платить больше при падающем качестве, которое они ощущают на себе, а сверх договоров заработать не получается, поскольку на платные услуги уже не остается ресурсов или клиенты стремятся все доп. активности свести в те самые «гарантированные бесплатные работы». Фактически, компания попадает в ловушку.
Среди наших клиентов есть много компаний, которые прошли этот этап.
По их оценкам самая типичная ситуация может быть описана следующими словами: «Больше всего времени и затрат приходится тратить на клиентов, которые почти не приносят денег».
Они обращаются по каждой мелочи, иногда с запросами по оборудованию и инфраструктуре, которое не входит в договор абонентского обслуживания. К слову, оперативно в ходе общения с клиентом для большинства сервисных компаний выявить это — невозможно. Поэтому среди сервисных компаний очень часто работы выполняются бесплатно или много времени и расходов уходит на выезды, которые не относятся к договору.
Первый шаг к выходу из этой ловушки — получение объективной картины происходящего.
Именно поэтому важно автоматизировать процессы учета заявок и сбора обратной связи от клиентов. Важный аспект перехода к «правильной» автоматизации заключается в большом объеме организационной работы и, в первую очередь, исключению сценариев потери заявок или обращений клиентов напрямую к менеджерам без их последующей фиксации.
Критически важно обеспечить 100% учет всех обращений клиентов и исключить фиксацию заявок без привязки к договору и обслуживаемому оборудованию/инфраструктуре/ПО.
Собранные данные будут точкой отсчета для всех последующих преобразований.
Важно помнить, что учет как таковой, конечно, помогает навести порядок — заявки перестают теряться, появляется ясность, кто сколько раз обращается, по каким вопросам и т.д.. Но на пути к эффективности только на этом нельзя останавливаться.
Мы уже писали о разных способах оптимизации деятельности, в частности, о выделении первой линии поддержки, о выявлении доходных VIP-клиентов и работе с маршрутами сотрудников. А сегодня поговорим о биллинге оказываемых услуг.
Зачем он нужен в теории, мы уже писали, а здесь сосредоточимся исключительно на практике.
Основа любого биллинга — модель монетизации. За что вы будете брать деньги?
По опыту сотен наших клиентов принципиально это могут быть следующие схемы:
Варьировать стоимость часов или услуг можно в соответствии с разными уровнями SLA. Если клиенту необходимо решить вопрос быстрее или сотрудником более высокой квалификации, час специалиста может стоить дороже в соответствии с прописанной в договоре схемой.
Чтобы запустить монетизацию работ и услуг за рамками абонентского договора на практике, вам необходимо фиксировать в заявках либо перечень выполненных активностей, либо фактические трудозатраты сотрудников. Инструменты, помогающие это реализовать, есть в системах автоматизации процессов сервисного и постпродажного обслуживания (helpdesk системы).
Например, в Okdesk (на начало 2021 года ее ежедневно использует почти 700 сервисных компаний в России и странах СНГ) для этого предусмотрен механизм спецификаций.
С его помощью в каждой заявке можно фиксировать список выполненных операций и даже реализованных запчастей из заранее заполненной номенклатуры или прайс-листов.
При необходимости одни и те же работы можно учитывать в часах, рублях или любых других единицах. Важно, что видимость спецификации в заявке для клиента настраивается, как и возможность ее редактирования.
Не оставляйте ничего «в голове». Если несколько VIP-клиентов обслуживаются на других условиях, это можно заложить в системе help desk. Например, в Okdesk прайс-листы для разных клиентов и категорий клиентов могут отличаться.
Некоторые трудозатраты в системах можно записывать автоматически. В частности, если вы предлагаете телефонную поддержку, то длительность звонка и будет временем, которое специалист потратил на клиента. Интегрировав используемый инструмент учета заявок с IP-телефонией, вы сможете автоматически фиксировать трудозатраты в привязке к клиенту (по определившемуся телефонному номеру).
Готовить преобразования необходимо одновременно по трем фронтам:
Инженерам-исполнителям, диспетчерам и другим специалистам поддержки необходимо объяснить, зачем вообще проводятся подобные преобразования.
Именно им придется корректно доносить клиентам новую схему работы, а иногда отказывать по непрофильным вопросам. Основными аргументами внутри сервисного отдела могут быть:
Предложите сотрудникам механизмы работы с должниками или неплательщиками и новую схему мотивацию, связанную с этим. Заявки от таких клиентов, например, можно не принимать или принимать с низким приоритетом.
Необходимо мотивировать сотрудников отдела «продавать» новый порядок работы и взаимодействия. Для этого наши клиенты, например:
Предупредите клиентов заранее, что бесплатная или безлимитная поддержка скоро закончится.
Подготовьте объяснение, почему и кому выгодно работать по-новому. Для клиента аргументом может быть SLA — ваше обязательство отреагировать на заявку в течение определенного времени.
Если биллинг предполагается привязать к разным пакетам предоставления услуг, четко сформулируйте отличия пакетов и чего ждать от каждого из них.
Продумайте систему мотивации клиентов.
Сомневающимся или особо ценным клиентам можно предлагать бесплатные часы в подарок к заключенному на длительный срок договору или к приобретенному продукту. Главное, чтобы бесплатные обязательства имели границы — суммарное количество часов обращений или срок действия предложения.
Проработайте программу лояльности на переходный период. Помните, такие вещи лучше обсуждать с отделом продаж и делать это заранее.
Некоторые проблемы клиенты могут решить самостоятельно.
Создайте для них базу знаний или хотя бы короткий FAQ, где они смогут найти ответы на самые распространенные вопросы. К этим вопросам могут относится и вопросы перехода на биллингуемые услуги, вопросы различия тарифных планов в оказании услуг и т.д.
Это снизит нагрузку на поддержку и поможет сократить клиентское негодование, связанное с окончанием безлимитного взаимодействия.
Используя данные о фактических трудозатратах, в системе автоматизации help desk или в том же 1С можно реализовать простой отчет, суммирующий затраты ресурсов по каждому из клиентов. Если вы пока еще работаете по безлимитным договорам, сможете оценить, насколько выгодно работать с тем или иным клиентом. Также вы сможете рассчитать удобные параметры новых лимитированных договоров.