По данным The Standish Group в США и Европе за 2015 год:
Итого: 83,8% (фактически 8 из 10) неудач против 16,2% успеха.
И последние лет 10 эти цифры практически не меняются — при внедрении проектов бизнес сталкивается с типовыми проблемами, которые можно сгруппировать следующим образом:
А что у нас приводит к неудачам внедрения help desk и других систем?
Мы поговорили с более чем 5000 сервисных компаний и готовы представить результаты. А заодно и методы преодоления большинства трудностей!
Данная статья является сокращенным вариантом вебинара. Полную запись которого вы можете увидеть в самом конце страницы.
Общение более чем с 5000 сервисными компаниями, работающими в сегменте B2B в России и странах СНГ, не дает точную статистику по проектам, но позволяет выявить похожие группы проблем (не без локальной специфики). Далее каждый пункт мы рассмотрим подробнее, остановившись на самых популярных «представителях» неудач.
Стоит отметить, что использованная классификация проблем условна и выбрана лишь для удобства изложения. Выделенные группы друг с другом пересекаются.
К примеру, боязнь изменений неразрывно связана с организационными моментами.
Многие действительно верят, что система автоматизации решит все проблемы.
В сложившихся процессах большинства сервисных компаний царит хаос, и кажется, что внедрение Service Desk или CRM позволит получить полный контроль над ситуацией в части продаж или клиентской поддержки.
Это большая ошибка.
Есть известная поговорка: «Если у вас в компании хаос, то итогом внедрения системы автоматизации будет автоматизированный хаос». Никакой инструмент не решит назревшие внутренние проблемы.
Эффект от внедрения help desk в компаниях с низкой зрелостью, несомненно, даст серьезный эффект (например, позволит исключить потерю заявок, сократить просрочку SLA и т.д.). Но успешное завершение проекта с понятными и измеримыми результатами, которое и дальше можно развивать, в общем случае вряд ли возможно без изменения организационной составляющей.
Эта проблема характерна для более крупного и бюрократизированного бизнеса.
Как правило, процессы в таких компаниях развиваются в течение длительного времени, складывается какая-то схема управления.
Поверх этой системы существует «лоскутная» автоматизация — help desk в каких-то конкретных направлениях, разные CRM в разных депаратментах и т.д. Но бизнес хочет получить единую централизованную и автоматизированную систему, увязав все процессы друг с другом.
Ошибка в том, что при этом он не хочет подстраиваться под существующие системы и лучшие практики, в соответствии с которыми они разрабатываются, пытаясь «натянуть» выбранный продукт на свои требования. А сделать это крайне сложно.
Для достижения результата вместе с проектом внедрения придется менять подходы к работе, проводить организационные изменения и даже избавляться от каких-то людей или, наоборот, вводить новые роли в штате.
И все это нужно делать обоснованно, понимая, каких показателей требуется достичь.
Сервисные компании действительно считают примерно следующим образом: «Это не заработает, потому что наши клиенты так не привыкли».
Они не готовы даже попробовать изменить существующую схему работы, например, предложив новые более простые и удобные механизмы на тестирование нескольким своим клиентам.
С самого начала у них есть уверенность, что клиенты отторгнут всё новое. А значит, и нет смысла запускать проект или, наоборот, запущенный проект не доводят до конца.
Эта проблема в бОльшей степени связана с внедрением именно help desk систем из-за сравнительной сложности процессов поддержки.
Отказ от проектов связан с боязнью реорганизации. Но зачастую такие изменения идут на пользу бизнесу. В их основу могут лечь передовые практики и библиотеки, в которых они агрегированы — ITIL, или подход к организации сервисного управления ITSM.
Отличный пример — сервисная компания, где обслуживанием занимается уже не
При таких масштабах, во-первых, уже имеется большой поток заявок, во-вторых, четкая градация людей и по компетенциям, и по оплате. Реорганизация службы поддержки подразумевает выделение первых, вторых, третьих линий, изменение взаимодействия с подрядчиками и много всего прочего.
Не учитывая реорганизацию, компании либо боятся запускать проекты внедрения help desk систем, либо внедряют их, но не получают требуемого результата (автоматизируют хаос).
Компании откладывают внедрение инструментов, когда понимают, что реальные временные затраты сотрудников при работе с новой help desk системой вырастают. И это чистая правда!
Времени, на первых порах, действительно придется тратить больше.
Например, придется регистрировать 100% заявок, отмечать выполненные действия при их обработке, списывать трудозатраты и т.п. Но точки неэффективности не выявить без фиксации активностей и отслеживания метрик по ним. А потому перед стартом проекта нужно просто ответить себе на вопрос «Чего мы хотим по итогам внедрения help desk?»
В российском бизнесе очень распространены «панибратские» отношения. И чем более «домашней» является компания, тем больше это вызывает сложностей.
Особенно ярко это проявляется в компаниях на периферии — в бизнесе на 10 — 20 человек, которые давно работают вместе.
Панибратство порождает сложные моральные вопросы, когда требуются изменения или увольнения тех, кто работает плохо. Часто в таких ситуациях проект приостанавливается, а новый инструмент не используется, потому что внутри компании возникает недовольство или вопрос без ответа: «Как же так?»
В подобной ситуации придется расставить приоритеты.
Если важнее панибратские отношения, то нет смысла думать об эффективности бизнеса и деятельность, которой занимается Ваша компания называть бизнесом в принципе. А тем более внедрять инструменты, обличающие «узкие» места. Но если нужны результаты, придется проявлять жесткость.
Внедрение help desk как раз позволит принимать объективные и обоснованные решения в вопросах сервисной поддержки и постпродажного обслуживания клиентов.
Сотрудники компаний не любят изменений сложившегося уклада.
Например, сидел диспетчер и в журнале ручкой по-старинке записывал все обращения от жителей дома о неработоспособности лифта, спокойно пил чай. А тут его заставляют что-то фиксировать в непонятной системе.
Естественно, он сопротивляется.
Проблема в том числе бывает связана с возрастом.
Чем старше коллектив, тем он сложнее в части принятия нового, изменения форматов работы.
В бОльшей степени это актуально для среднего и малого бизнеса.
Руководители таких компаний вынуждены быть «многостаночниками». Они и продают, и осуществляют поддержку клиентов, и решают бюрократические проблемы. И когда у них нет реальной заинтересованности в проекте, ничем хорошим он не заканчивается.
В любом проекте нужен «драйвер».
Он может «прийти» от высшего руководства — оптимальный вариант. В ином случае руководителю среднего звена или человеку, отвечающему за блок процессов внутри компании, придется его внутри «продать» и отвечать за результат.
Когда компании не выделяют людей, отвечающих за результат внедрения сервис деск системы, ничего не получается.
Если проект небольшой и людей в компании мало, выделенная команда не нужна.
Но должен быть руководитель проекта, наделенный полномочиями.
Он обязан вести проект к своей финальной точке, отвечая за бюджеты и людей, имея возможность применить организационные воздействия или мотивационные схемы.
Кстати, нужно не просто выделить людей с понятными полномочиями и обязанностями, а хотя бы частично одновременно снять с них активности по другим направлениям.
Зачастую в компании есть выделенная проектная команда и даже ее руководитель, но нет времени у тех, на кого повлияет внедрение сервис деск системы. Например, инженеры, исполняющие заявки или программисты (если мы включаем их в процесс поддержки в виде третьей линии). Когда их время не выделяется и, самое главное, у людей нет мотивации и понимания, зачем это нужно, проект упирается во внутреннее сопротивление и «саботаж».
Такие проблемы часто встречаются и на западе: на старте нет четких требований ни к системе help desk, ни к результатам проекта. Это приводит, в том числе, к бесконечному процессу выбора решений. У таких заказчиков есть желание автоматизировать абсолютно всё — натянуть систему на свои требования (об этом — выше), либо предъявляемые к системе требования постоянно изменяются.
В конечном счете проекты забрасывают, не начав: тестируют 20 систем по несколько раз и осознают, что ни одна не подходит.
Еще хуже, если проект был запущен, определены какие-то бюджетные и временные рамки, а потом требования «расползаются», что приводит к значительному срыву срок и серьезно «раздутых» внутренних затрат.
На определенном этапе становится проще его забросить.
Многие компании, получив первичные результаты (иногда очень неплохие, особенно если до этого ничего автоматизировано не было), перестают улучшать систему и процессы, для автоматизации которых она предназначена.
Они перестают контролировать показатели и, самое главное, по итогам этого контроля предпринимать последующие воздействия.
Любой проект напоминает «спираль».
Есть так называемый цикл Деминга — Plan -> Do -> Check -> Act.
Если говорить про help desk, то одна из типовых задач внедрения такой системы — сокращение просрочки по SLA. Но после начала работы многие компании в принципе не пользуются отчетами. А часть тех, кто все-таки пользуется, не планирует последующие изменения в своих процессах, позволяющие добиться как-то лучших показателей.
Без этого итоговой удовлетворенности от проекта не получить.
До сих пор у многих, особенно небольших компаний, есть убеждение, что можно найти систему или людей, которые все сделают быстро, качественно и практически бесплатно. В присутствии этой надежды проект заканчивается ничем — получается долго, не очень дорого, и некачественно.
К этой категории проблем стоит отнести и желание клиента разработать собственную help desk систему (почему этого не стоит делать мы подробно писали в нашей заметке).
Если у компании есть возможность выделить
По тем направлениям, которые не являются для бизнеса ключевыми, лучше привлекать людей или использовать системы «со стороны», а не изобретать свой велосипед.
Вот несколько универсальны рекомендаций, которые позволят вам сэкономить время на этапе запуска проекта и внедрения help desk системы: