Попробовать

Отток клиентов: причины и 5 шагов по их возвращению

От экспертов
Опубликовано: 22.01.2018
Обновлено: 08.12.2022
Время на чтение: ~6 мин.

Довольно легко недооценить влияние на бизнес плохого клиентского сервисного обслуживания.

Как известно, один из самых доверительных каналов получения информации об услугах и товарах является «сарафанное радио» — 92% потребителей в процессе выбора продукта прислушиваются к советам людей, которым доверяют.

Не означает ли это, что сарафанное радио позволит также быстро вернуть себе клиентов, которых однажды отпугнуло плохое абонентское обслуживание?

Хороший уровень обслуживания сокращает отток клиентов и позволяет привлекать новых заказчиков.

Ведь порядка 59% потребителей любят рассказывать о своем позитивном опыте, а повышение лояльности существующих клиентов обеспечивает сохранение наработанной базы.

Так насколько сильное воздействие оказывают рекомендации на возвращение клиента, несмотря на его собственный негативный опыт?

Отток клиентов — отказ навсегда?

Исследование компании Kayako (к сожалению, пока не для России) показывает, что для большинства ранее столкнувшихся (60% — оценки 1 и 2 на графике ниже) с некачественным обслуживанием, рекомендаций не достаточно.

Да, в 77% случаев они принимают решение о покупке на основе отзывов доверенных лиц.

Но осознанно пойти на повторный эксперимент там, где им однажды не понравилось обслуживание, готовы лишь 12,5% (оценка 4 и 5).

Клиентский отток. Можно ли вернуть заказчиков?

Интересно, что молодая аудитория более склонна верить чужому мнению.

Статистика доверия рекомендациям

(слева — возрастной коридор, справа — средняя оценка в терминах предыдущей картинки)

Для рынка B2B, где решения о покупках чаще принимают люди не самого молодого возраста, это означает, что доля клиентов, возвращающихся по рекомендации к компании, уже засветившейся на плохом сервисе, еще меньше.

Клиенты консервативны — второго шанса может не быть, тем более на рынке с нарастающей конкуренцией.

«Отсутствие поддержки как таковой или ее низкое качество могут оттолкнуть клиента от решения — заставить выбрать конкурента. Внутри отрасли мы знаем много примеров того, как клиенты отказывались от привычных продуктов из-за того, что у их поставщиков „съехала“ поддержка — увеличилось время ответа или вообще перестали отвечать на какие-то запросы».

— из нашего интервью о практиках технической поддержки в Германии.

Отток клиентов, нарастающая конкуренция, необходимость качественного сервисного обслуживания справедливо и для России, и это подтверждают клиенты Okdesk:

«Если действующий клиент останется недоволен качеством оказания услуги, причем, не только результатом, но и взаимоотношениями в процессе, скорее всего он уйдет к конкурентам и, вероятно, не вернется.»

— Александр Вышегородских, компания Restaudit (полное интервью читайте тут)

О нарастающей конкуренции и важности качественного абонентского обслуживания говорят и руководители компаний в России.

Получается, что даже столь мощный инструмент привлечения, как сарафанное радио, будет работать лишь на привлечение новых клиентов.

Как уменьшить клиентский отток при ошибках в обслуживании?

Нет идеальных компаний.

Промашки случаются у всех.

Чтобы как-то сгладить впечатление, несмотря на ошибки, надо прилагать максимум именно упреждающих усилий для исправления ситуации еще до возникновения проблем.

Хороший пример, правда, с рынка B2C — Билль о правах клиентов авиакомпании JetBlue.

После инцидента с задержкой вылета самолета с уже размещенными пассажирами на 11 часов непосредственно на взлетно-посадочной полосе, компания принесла извинения и издала новое внутреннее положение.

По авиационным правилам в случае задержки рейса пассажиры, находящиеся вне терминала, не могут претендовать на еду и ночлег, а требование клиента о возврате в терминал могут быть рассмотрены как отказ от поездки.

Поэтому компания пообещала выплачивать безусловную компенсацию всем, кто в попадает в подобную ситуацию, несмотря на то, что это был финансовый риск для JetBlue (Билль подразумевал выплаты и в других ситуациях).

Это вывело JetBlue на позицию одного из признанных лидеров по уровню сервиса.

5 шагов к сокращению клиентского оттока

Чтобы не растерять клиентов, необходимо устранять возникающие проблемы до того, как будет принято решение об уходе.

Вот несколько советов о том, в каком направлении приложить усилия:

Клиентский отток. 5 шагов вернуть заказчика

Если это ошибка, признайте её и извинитесь

Поверьте, все всё понимают.

Но гораздо больший негатив вызывает так называемый «синдром отличника», то есть дальнейшее отрицание ошибок, попытка переложить ответственность на кого-то еще, а иногда и на самого клиента.

При этом, не забудьте выяснить, какой именно аспект в рамках обслуживания вызвал недовольство.

Предложите клиенту что-нибудь

Предложите клиенту что-нибудь, что «вознаградит» его за возвращение, если он уже успел уйти к конкуренту. Клиент не захочет просто так тратить ресурсы на смену поставщика услуги. Однако, прежде чем звать его обратно, убедитесь, что проблема, из-за которой клиент ушел, исправлена и более не повторится.

Стройте длительные отношения

Выстраивайте с каждым клиентом персональные отношения, чтобы компенсировать недостатки обслуживания, с которыми он сталкивался ранее. Личный контакт поможет укрепить взаимоотношения.

Сделайте предложение лучше, чем у конкурентов

Клиенты чаще всего уходят к ближайшим соперникам. Если вы пытаетесь их вернуть, ваше предложение должно быть клиенту выгоднее, причем не обязательно в финансовом плане, иначе у него не будет причин снова менять поставщика.

Пересмотрите процесс обработки жалоб и претензий

Если клиент чем-то недоволен, первое, что нужно сделать, — это исправить ситуацию. Если решение не очевидно, можно спросить совета у самого клиента.

Своевременная и постоянная обработка жалоб может мотивировать клиента продолжать работать именно с вами.

Попробуйте Okdesk — это бесплатно
Простая и быстрая автоматизация задач по сервисному обслуживанию и технической поддержке ваших заказчиков. Внедрение без программистов. Бесплатный доступ ко всем возможностям на 14 дней.
Попробовать бесплатно

Поделитесь статьей
Алексей Шевченко
Эксперт в области B2B-маркетинга. Занимался разработкой маркетинговых стратегий и продвижением в крупных компаниях.
Популярные материалы
Опыт клиентов
Зачем мигрировать с корпоративной service desk на Okdesk — Опыт «Совтех»
18.10.2021
От экспертов
Help desk система: что это и зачем она нужна вашей компании?
08.10.2021
Лучшее
10 признаков того, что вашей компании нужна новая help desk система
28.01.2021
От экспертов
Как help desk система поможет сделать сервисный бизнес прибыльнее и эффективнее?
13.05.2020
Лучшее
Отличия service desk и CRM: совмещаем две системы в одну
25.04.2019
Руководство: «55+ бесплатных сервисов для развития бизнеса»
Рекомендуем почитать
Опыт клиентов
Okdesk как катализатор для роста бизнеса — Опыт компании «ТОП СЕРВИС»

Рассказываем, как компания «ТОП СЕРВИС» смогла сохранить бизнес в период коронавируса, а после него значительно нарастить объем клиентской базы благодаря совершенствованию и автоматизации бизнес-процессов с помощью Okdesk.

От экспертов
Обратная связь от клиентов

Обратная связь — это мнение клиента о вашем сервисе. Как правило, сам клиент стремится делиться этим мнением, только когда по-настоящему недоволен. И в этот момент он пойдет не к вам, а на открытую площадку с отзывами, где и выльет весь свой негатив на радость вашим конкурентам. В этой статье поговорим о том, как сервисной компании стать инициатором сбора обратной связи, чтобы увидеть объективную картину, улучшать качество сервиса и постоянно держать руку на пульсе отношений с клиентом.

От экспертов
Что такое Facility Management

Facility management (FM) — это профессиональное управление обслуживанием недвижимых активов. В зависимости от назначения объекта в сегменте facility management выделяют управление коммерческими и жилыми зданиями. Также может отличаться сфера ответственности управления — компании, функционирующие на данном рынке в зависимости от ответственности и полномочий могут управлять объектом целиком (управляющие компании) или обслуживать отдельные элементы инфраструктуры объектов (facility-операторы). И в первом, и во втором случае отношения собственника с оператором или управляющей компанией регулируются договором оказания услуг.

От экспертов
ТРМ или всеобщий уход за оборудованием

TPM (Total Productive Maintenance, всеобщий уход за оборудованием) — это подход к обслуживанию производственного оборудования, направленный на постоянное поддержание его работоспособного состояния. В этой статье обсудим, почему этот подход важен именно сейчас и как внедрить его в компании.

Опыт клиентов
Как масштабировать бизнес за счет наведения порядка — опыт компании «Ресурсконтроль»

Как Okdesk помог масштабированию бизнеса и повышению качества услуг компании «Ресурсконтроль».

От экспертов
Взаимодействие с вендорами: сложности и возможности автоматизации

Мультивендорным сервисным компаниям, например, предлагающим поддержку инфраструктуры в ритейле (кассы и терминалы таких производителей как АТОЛ, Штрих-М, Эвотор и др.) или обслуживающим системы мониторинга транспорта и телеметрию (датчики производителей Эскорт, GalileoSky, Omnicomm и системы мониторинга Wialon, Omnicomm Online, Автограф), так или иначе приходится взаимодействовать со многими поставщиками, оборудование или ПО которых они, собственно, продают, устанавливают, внедряют и берут на дальнейшее абонентское сопровождения. Какие существуют тонкости такого многогранного сотрудничества? Есть ли возможность упростить взаимодействие и коммуникацию с вендорами через автоматизацию?

Полезные материалы
Дважды в месяц о развитии и автоматизации сервиса, техподдержки и выездного обслуживания.
 
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Полезные материалы
Дважды в месяц о развитии сервиса, техподдержки и выездного обслуживания.