С весны 2020 года сервисный бизнес учится жить по-новому. Тон здесь задала пандемия COVID-19, которая буквально за считанные дни отправила на удаленную работу даже тех, кто о таком формате никогда не задумывался.
Многие не вернулись в офисы до сих пор, а ряд компаний планирует навсегда закрепить за сотрудниками удаленный статус.
Это не могло не отразиться на сервисном бизнесе — не только на спросе на определенные услуги, но и на модели взаимоотношения внутри компаний, а также между компаниями и их клиентами.
Несмотря на то, что с большой вероятностью, в этом году пандемию возьмут под контроль, вряд ли мы снова будем менять сложившиеся под воздействием ситуации привычки.
В этой статье мы проанализируем ситуацию, опираясь на оценки аналитиков.
Новые реалии складываются одновременно из нескольких тенденций. Каждая из них сама по себе могла бы оказать фундаментальное влияние на взаимоотношения в сегменте B2B, мы же наблюдаем их интерференцию.
Главное влияние COVID-19 заключается в том, что люди вынуждены сокращать социальные контакты. Общение, совместная работа и многие рабочие процессы ушли в облака.
Весной прошедшего года компании срочно — буквально за
Согласно исследованию LogicMonitor Cloud 2025 87% опрошенных ИТ-руководителей компаний заявили, что пандемия ускорила миграцию в «облако».
Причем 74% топ-менеджеров уверены, что около 95% нагрузки переместится в облачные сервисы в ближайшие пять лет. Представители ИТ-индустрии Азиатско-Тихоокеанского региона ожидают, что это произойдет еще быстрее — уже к 2022 году.
Сегодня мы уже можем выделить несколько основных направлений, по которым произошли наиболее впечатляющие изменения.
Оказалось, что практически любое рабочее совещание можно провести по аудио или видеоконференции.
Повысилось значение мобильности для сотрудников, позволяющей распределять задачи в ответственность без дополнительных визитов в офис. В целом занятость сотрудников стала объектом пристального внимания, ведь разумную заботу об их здоровье надо было сочетать с потребностями бизнеса.
В некоторых случаях изменились привычные схемы работы.
Например, если раньше руководство требовало незамедлительной доставки оригинала акта, подписанного клиентом, в офис, то теперь стало понятно, что для перехода на оплату можно ограничиться фотографией (с последующей передачей бумажной версии вместе с другими документами). Фактически, все существующие процессы подверглись пристальному изучению на предмет необходимости и безопасности для здоровья участников. В некоторых случаях это привело к заметным трансформациям бизнеса.
В сервисных компаниях, по нашим наблюдениям, выбор систем автоматизации постпродажного и, в первую очередь, выездного обслуживания почти в 100% случаев стал включать требование по работе с системами через мобильные интерфейсы: как на стороне исполнителей заявок, так и самих клиентов.
Так, по нашей же статистике, за 2 последних года через «мобильное приложение» клиенты сервисных компаний стали регистрировать заявки почти в 7 раз чаще.
Одновременно с массовым переходом в онлайн весь бизнес сокращал расходы.
Эта тенденция заметна во многих странах. Например, в США весной этого года сократили расходы около 50% компаний. А в нашей стране в начале весны бизнес частично остановился. Указ Президента о нерабочих днях был как гром среди ясного неба. В условиях недостатка информации, об экономии задумались даже те, кто спокойно мог продолжать работу удаленно.
Под сокращение попала та часть расходов, которая не является минимально необходимой для функционирования бизнеса здесь и сейчас. Это значительно сократило доходы сервисного бизнеса, особенно того, который делал ставку на регламентное обслуживание.
Естественно, это повысило конкуренцию на сервисном рынке за тех клиентов, кто все еще готов платить. В этих условиях все силы сервисных компаний были брошены на удержание клиентов.
Возможно, в тот период это было важнее, чем когда-либо, поскольку затраты на привлечение новых клиентов на фоне повышенной конкуренции могут даже не окупиться (не говоря уже о получении прибыли).
В борьбе за клиента компании стремились сделать обслуживание более персонифицированным, дать клиенту как можно более позитивный опыт.
И они продолжают «подгонять» свои предложения под потребности клиентов, поскольку те также меняются под влиянием новых условий жизни.
По оценкам McKinsey в США за первые несколько месяцев пандемии порядка 96% компаний изменили операционную модель, сделав упор в направлении самообслуживания и использования цифровых технологий.
В нашей стране в крупных городах, где местная администрация вводила карантинные меры, скорее всего цифры схожи. Сервисный бизнес создал и развивает личные кабинеты, пытается контролировать фидбек, разрабатывает мобильные приложения, которые помогают оставаться постоянно на связи с клиентом. Эта связь особенно важна в условиях, когда бизнес клиента также стал дистанционным — сотрудники отправились на удаленку, а инфраструктура подверглась кардинальным изменениям.
Отметим также, что согласно нашему исследованию сервисных компаний из отрасли телематического оборудования, которое мы опубликовали во второй половине 2020 года, даже с учетом ряда изменений, почти 60% продолжали терять клиентов по причине «плохого сервисного обслуживания». Очевидно, что забота о клиентах и более качественный сервис станет в ближайшие годы важным трендом для тех, кто хочет оставаться «в рынке».
Чтобы не повышать стоимость услуг, сервисные компании все это время работали над оптимизацией бизнеса.
Сегодня они вынуждены искать способы контролировать оказание услуг клиентам от поступления обращения до его закрытия. Выросла важность учета обращений и оплат, контроля за действиями сотрудников.
Появилась потребность в автоматизации рутины.
Фактически, компаниям пришлось экстренно «взрослеть», в том числе внедряя специализированные инструменты, вместо бумажных журналов и других способов работы «по-старинке». Этот тренд, несомненно не остановится даже с победой над коронавирусом.
С первого взгляда кажется, что упомянутые тенденции сиюминутные.
Но все эти изменения вряд ли откатятся назад в ближайшее время — слишком сильным оказалось влияние. Оценки разных исследований разнятся, но все они сходятся в одном — не менее пятой части российского бизнеса сохранит удаленку после окончания пандемии. А это значит, что цифровизация продолжится ускоренными темпами.
Быстрая антикризисная реакция стала новой реальностью и повлияла на поведение и ожидание участников сегмента B2B.
Согласно исследования McKinsey, три четверти покупателей в B2B предпочитают теперь дистанционное обслуживание. И боязнь за свое здоровье здесь не единственная причина. Клиенты распробовали, насколько просто и быстро можно взаимодействовать с сервисной компанией, и не собираются от этого отказываться.
К сожалению, кому-то на новом рынке не найдется место. Но это значит что для оставшихся появятся новые точки роста.
Лидирующая система автоматизации процессов выездного, постпродажного обслуживания и сервиса. Бесплатный тест!