Попробовать

Сервисное обслуживание и ремонт оргтехники в условиях кризиса — Результаты опроса

От экспертов
Опубликовано: 31.05.2022
Обновлено: 02.06.2022
Время на чтение: ~7 мин.

Как изменится рынок сервисного обслуживания оргтехники в России из-за санкций?

Российские предприниматели не раз преодолевали кризис. Они научились справляться с ним. Но в конце февраля 2022 г. мы погрузились в новые условия ведения бизнеса, аналога которых не было в современной истории России.

В такой ситуации многим компаниям пришлось столкнуться с неопределенностью в планировании своей деятельности. Неизвестность, непредсказуемость, неуверенность в завтрашнем дне порождает ряд вопросов: какая ситуация в других компаниях? Что делать в будущем?

Для ответа на эти вопросы мы провели опрос при поддержке отраслевого сообщества. Уверены, что независимые мнения руководителей компаний, занимающихся обслуживанием и ремонтом оргтехники, помогут разобраться в текущей ситуации, увеличить горизонт планирования, найти возможности развития в кризис.

Результаты исследования

Портрет респондентов

69% респондентов занимают руководящие должности. Такой процент руководителей в опросе позволяет считать его результаты экспертными и бизнес-ориентированными.

Должность респондентов опроса.

Для понимания масштаба компаний, представители которых приняли участие в опросе, всех участников поделили на 5 групп в зависимости от количества сотрудников.

Сколько сотрудников у вас в компании?

Так как многие компании занимаются не только обслуживанием, ремонтом оргтехники, но и, например, ее поставкой, то важно понимать долю сервисного обслуживания в общей выручке компании. У 58% респондентов доля выручки от сервиса и ремонта более 60%.

Доля обслуживания и ремонта оргтехники в выручке компаний.

Если говорить про основных клиентов, с которыми работают организации респондентов, то в 50% ответов это микс частных компаний и госучреждений. Меньшинство за теми, у кого госучреждения являются основными клиентами.

Типы клиентов сервисных компаний.

Текущая ситуация в сфере сервисного обслуживания

Общая проблема, с которой пришлось столкнуться компаниям, — сбои в поставках оборудования и запчастей. Такая ситуация вполне может привести к дефициту запчастей. Согласно опросу, с дефицитом уже столкнулись 63% респондентов.

Сказался ли на вас дефицит запчастей?

Несмотря на возможный дефицит запчастей, 86% респондентов считают, что договоры на обслуживание и ремонт оргтехники, заключенные до 22 февраля 2022 г., будут выполнены в полном объеме. Некоторые респонденты отметили, что стараются выполнять текущие договора. Но также стараются менять и их условия. Часть респондентов сообщили, что выполнение договоров возможно только по новым ценам.

Будут ли выполнены договоры на обслуживание и ремонт оргтехники, заключенные до 22 февраля 2022 г., с учётом роста стоимости запчастей?

Если говорить про новые цены, согласно большинству мнений респондентов (36%), их рост уже составил до 20%. 31% респондентов считают, что стоимость услуг увеличилась на 20-40%.

Нужно отметить, что стоимость сервисного обслуживания и ремонта складывается из: работы инженера + цен на запчасти + прочие расходы. Драйвером роста стоимости услуг послужил прежде всего рост цен на запчасти из-за сбоя логистических цепочек поставок.

Насколько уже выросла стоимость услуг по ремонту и обслуживанию оргтехники?

В условиях кризиса важно сохранить финансовую стабильность компании. Осуществить это возможно с помощью нескольких составляющих:

  • привлечение новых клиентов;
  • удержание текущих клиентов;
  • сокращение издержек.

Наиболее важной составляющей респонденты отметили привлечение новых клиентов — 56%. На втором месте (22%) — удержание текущих клиентов.

Для удержания текущих клиентов, помимо сохранения качества предоставляемых услуг, нужно подготовиться к возможным переговорам по изменению условий договора. Важно определить границу уступок, на которые готова пойти компания, и какие уступки будут необходимы со стороны заказчика.

Привлечь новых клиентов, помимо маркетинговых инструментов, поможет оптимальное соотношение цена/качество. Например, преимуществом компании может быть более быстрое и качественное обслуживание, условия которого она готова прописать в соглашении об уровне услуг (Service Level Agreement, SLA). В таком случае компании понадобится инструмент контроля и отслеживания исполнения SLA.

Если говорить о стоимости услуг, при увеличении числа новых клиентов, обслуживаемого оборудования и заявок по нему, важно сохранить количество трудозатрат на выполнение работ на прежнем уровне. Это позволит компании не нанимать новых сотрудников (диспетчер, инженер) для работы с возросшим количеством заявок. Таким образом, она сможет удержать стоимость услуг на прежнем уровне.

В сохранении трудозатрат поможет автоматизация рутинных процессов. И это действительно работает. Так, сервисному центру компании «СоюзИнтегро» удалось сэкономить 40-60 часов рабочего времени каждого инженера в месяц. А группе компаний «Абиком» оптимизировать процессы обслуживания оргтехники и сократить временные издержки в сервисе.

За счет автоматизации рутинных процессов компания может выполнять больше работы без увеличения количества ресурсов, что позволяет сохранить стоимость услуг.

Таким образом, улучшение качества сервиса за счет использования и контроля выполнения SLA, а также автоматизации рутинных процессов для сохранения стоимости услуг, может быть весомым преимуществом в борьбе за новых клиентов.

Что сейчас наиболее важно для вашего бизнеса?

В рамках опроса мы задали вопрос со свободной формой ответа, чтобы респонденты могли сами написать, какая для них наибольшая сложность в текущей ситуации. Ответы были разные, но их удалось скомпоновать по группам. Ниже представлены самые часто упоминаемые сложности, с которыми столкнулись респонденты:

  • Непредсказуемость, неизвестность, отсутствие стабильности.
  • Уменьшение количества платежеспособных клиентов.
  • Не сойти с ума.

Анализ перспектив развития рынка сервисного обслуживания оргтехники

Оптимистичный настрой респондентов сохраняется при оценке перспектив развития рынка сервисного обслуживания оргтехники в РФ. Так, 58% респондентов считают, что рынок будет расти.

В большей степени в рост рынка верят компании, у которых более 60% доли от общей выручки приходится на сервисное обслуживание.

Можно предположить, что компании с большей долей в выручке от сервисного обслуживания, лучше чувствуют и понимают текущее положение рынка, и на их прогноз вполне можно положиться.

Прогноз роста рынка сервисного обслуживания дает возможность:

  • Масштабироваться, то есть увеличить количество клиентов. При этом, как написано выше, важно иметь возможность взять большее количество работ без ухудшения качества и увеличения трудозатрат на их выполнение.
  • Направить больше усилий на развитие сервисного центра и увеличение выручки от его деятельности. Актуально для компаний с небольшой долей от сервисного обслуживания в общей выручке.

Как вы оцениваете перспективы сервисного рынка, учитывая рост цен на новую оргтехнику?

Импортозамещение

В связи с приостановкой поставок оргтехники международными производителями (Epson, Ricoh, HP и другие ) мы не могли не затронуть вопрос об импортозамещении. Так, 72% респондентов считают, что заместить иностранную технику на российскую невозможно.

При этом на рынке уже существуют компании, предоставляющие российские решения для корпоративной печати, — F+ imaging и «Катюша». Какова доля иностранных санкционных компонентов в производстве их техники и смогут ли они заменить их на российские или другие аналоги — вопрос открытый.

Возможно ли импортозамещение иностранной оргтехники?

Попробуйте Okdesk — это бесплатно
Простая и быстрая автоматизация задач по сервисному обслуживанию и технической поддержке ваших заказчиков. Внедрение без программистов. Бесплатный доступ ко всем возможностям на 14 дней.
Попробовать бесплатно

Поделитесь статьей
Кирилл Федулов
Сооснователь и директор по развитию Okdesk. Около 10 лет проработал в компании Naumen, где занимался внедрением ITSM и service desk систем в крупнейших российских компаниях: Полюс, Тинькофф, ЛСР и др. Эксперт в области организации и автоматизации процессов техподдержки, сервиса и выездного обслуживания
Популярные материалы
Опыт клиентов
Зачем мигрировать с корпоративной service desk на Okdesk — Опыт «Совтех»
18.10.2021
От экспертов
Help desk система: что это и зачем она нужна вашей компании?
08.10.2021
Лучшее
10 признаков того, что вашей компании нужна новая help desk система
28.01.2021
От экспертов
Как help desk система поможет сделать сервисный бизнес прибыльнее и эффективнее?
13.05.2020
Лучшее
Отличия service desk и CRM: совмещаем две системы в одну
25.04.2019
Руководство: «55+ бесплатных сервисов для развития бизнеса»
Рекомендуем почитать
Опыт клиентов
Okdesk как катализатор для роста бизнеса — Опыт компании «ТОП СЕРВИС»

Рассказываем, как компания «ТОП СЕРВИС» смогла сохранить бизнес в период коронавируса, а после него значительно нарастить объем клиентской базы благодаря совершенствованию и автоматизации бизнес-процессов с помощью Okdesk.

От экспертов
Обратная связь от клиентов

Обратная связь — это мнение клиента о вашем сервисе. Как правило, сам клиент стремится делиться этим мнением, только когда по-настоящему недоволен. И в этот момент он пойдет не к вам, а на открытую площадку с отзывами, где и выльет весь свой негатив на радость вашим конкурентам. В этой статье поговорим о том, как сервисной компании стать инициатором сбора обратной связи, чтобы увидеть объективную картину, улучшать качество сервиса и постоянно держать руку на пульсе отношений с клиентом.

От экспертов
Что такое Facility Management

Facility management (FM) — это профессиональное управление обслуживанием недвижимых активов. В зависимости от назначения объекта в сегменте facility management выделяют управление коммерческими и жилыми зданиями. Также может отличаться сфера ответственности управления — компании, функционирующие на данном рынке в зависимости от ответственности и полномочий могут управлять объектом целиком (управляющие компании) или обслуживать отдельные элементы инфраструктуры объектов (facility-операторы). И в первом, и во втором случае отношения собственника с оператором или управляющей компанией регулируются договором оказания услуг.

От экспертов
ТРМ или всеобщий уход за оборудованием

TPM (Total Productive Maintenance, всеобщий уход за оборудованием) — это подход к обслуживанию производственного оборудования, направленный на постоянное поддержание его работоспособного состояния. В этой статье обсудим, почему этот подход важен именно сейчас и как внедрить его в компании.

Опыт клиентов
Как масштабировать бизнес за счет наведения порядка — опыт компании «Ресурсконтроль»

Как Okdesk помог масштабированию бизнеса и повышению качества услуг компании «Ресурсконтроль».

От экспертов
Взаимодействие с вендорами: сложности и возможности автоматизации

Мультивендорным сервисным компаниям, например, предлагающим поддержку инфраструктуры в ритейле (кассы и терминалы таких производителей как АТОЛ, Штрих-М, Эвотор и др.) или обслуживающим системы мониторинга транспорта и телеметрию (датчики производителей Эскорт, GalileoSky, Omnicomm и системы мониторинга Wialon, Omnicomm Online, Автограф), так или иначе приходится взаимодействовать со многими поставщиками, оборудование или ПО которых они, собственно, продают, устанавливают, внедряют и берут на дальнейшее абонентское сопровождения. Какие существуют тонкости такого многогранного сотрудничества? Есть ли возможность упростить взаимодействие и коммуникацию с вендорами через автоматизацию?

Полезные материалы
Дважды в месяц о развитии и автоматизации сервиса, техподдержки и выездного обслуживания.
 
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Полезные материалы
Дважды в месяц о развитии сервиса, техподдержки и выездного обслуживания.