Мультиканальность и омниканальность — тренд в поддержке или очередная фикция?

От экспертов
Опубликовано: 22.05.2017
Обновлено: 07.06.2024
Время на чтение: ~6 мин.

Мультиканальность — это взаимодействие с клиентом посредством нескольких каналов связи, т.е. иными словами использование того канала, который удобен клиенту.

Мультиканальность важна для первичных продаж, но еще больше — для последующей поддержки клиента, поскольку возможность быть услышанным и решить возникшую проблему удобным способом значительно повышает удовлетворенность заказчика качеством ваших услуг.

Стоит ли вкладываться в развертывание многоканальной поддержки? Или мода на нее довольно быстро пройдет?

Общие тренды

Вся сфера обслуживания клиентов демонстрирует явное движение в сторону мультиканальности.

Яркий пример — ритейл, допускающий как личный визит в магазин, так и покупки через интернет (в том числе, со смартфона).

Ещё 3-4 года бизнес-издания наперебой говорили о том, что мультиканальность — тенденция, определяющая развитие этого рынка, поскольку из офлайна в онлайн устремились одновременно все крупные игроки. Потребители с удовольствием приняли новый подход к покупкам и ищут его отражение, обращаясь за сервисом, ведь все большая доля платежеспособных клиентов не представляет себе жизни без мобильных устройств и цифровых коммуникаций.

Исследование Microsoft показывает, что до 90% клиентов ожидают от поставщика услуг многоканальности. Причем, верно это не только для B2C, но и для B2B. А многоканальный мир требует и многоканальной поддержки.

Мультиканальная поддержка как конкурентное преимущество

Мультиканальность позволяет выделить бизнес на фоне конкурентов.

На тесном рынке ваши конкуренты предлагают те же самые услуги, примерно за те же деньги. В этом случае пользовательский опыт (тем более положительный) будет выделять компанию на фоне конкурентов. «Легко и удобно за те же деньги».

Особенно это верно в нашей стране, в частности, в узких сегментах обслуживания B2B.

Например, наши исследования многоканальной поддержки, подтверждают, что российский рынок в этой части сильно отстаёт.

Компании не хотят предоставлять клиентам возможность обратиться с проблемой удобным для них способом.

В результате — потраченное время, невозможность связаться с сервисной службой когда это нужно, разочарование и уход к конкурентам. Всё это играет на руку тем, кто в экономически непростое время стремится быть более клиентоориентированным.

Омниканальность и мультиканальность в поддержке

Различные каналы обращений в службу поддержки

Разные клиенты предпочитают различные способы связи.

Кому-то ближе электронная почта, как способ обезличенного общения. А кто-то считает, что лучше быстро позвонить, нежели ждать 2 часа ответа на письмо.

Неразумно отказываться от обслуживания части клиентов только потому, что нет желания отвечать по какому-то каналу.

Этому есть вполне достойное финансовое обоснование: поиск нового клиента обходится в 5-10 раз дороже, нежели удержание старого, а сокращение оттока всего на 5-10% увеличивает прибыль до 75%.

Времена, когда именно бизнес имел право выбора «языка» общения, прошли давным давно. Теперь «музыку» заказывает клиент.

Ваша задача — удовлетворить запросы клиента и сделать это рентабельно для собственной компании.

Поддержка клиентов через различные каналы

Исследования мультиканальной поддержки

Согласно зарубежным исследованиям, 80% компаний считают многоканальность неотъемлемой частью стратегии долгосрочного развития.

Правда, при этом теория сильно расходится с практикой: 75% компаний сегмента B2B потенциально тратят до половины бюджета на неэффективные стратегии обслуживания клиентов, не включающие в себя многоканальность.

Такой парадокс скорее всего вызван тем, что далеко не каждый бизнес понимает, что многоканальность в большей степени требует выстраивания бизнес-процессов, нежели прямых финансовых затрат.

Омниканальность в службе поддержки

В идеале мультиканальность должна обеспечивать «бесшовный» переход с одного канала взаимодействия на другой. Такую мультиканальность называют омниканальностью.

Каналы общения могут быть самые разные:

  • голосовая связь;
  • электронная почта;
  • клиентские порталы или личные кабинеты;
  • live chat на сайте;
  • социальные сети;
  • мобильные приложения и т.п.

Но с точки зрения клиента звонок по телефону и отправка сообщения с дополнительной информацией по электронной почте — это продолжение одного и того же разговора с компанией (даже если на практике на телефон отвечает один человек, а письма разбирает совсем другой). Поэтому помимо бесшовной стыковки самих каналов необходима и единая база информации о клиентах, доступная менеджерам, ответственным за отдельные инструменты связи в которой будут храниться все обращения ваших заказчиков. Кстати, единая база полезна и в маркетинговых целях, а также при разработке новых предложений.

Реальное положение дел с омниканальностью

Омниканальность в поддержке. Рекомендации

В теории мультиканальность звучит здорово.

Но на практике обычно все упирается в ресурсы (финансовые и человеческие), которые необходимо выделять на поддержку каждого из каналов. Кто-то должен внедрить соответствующие инструменты для обеспечения поддержки по телефону, через электронную почту, телеграмм или посредством веб форм и чатов на сайте. Но вне зависимости от канала поступления заявок, должны быть люди отвечающие на зарегистрированное обращение, и их эффективность, а также качество поддержки по каждому каналу кто-то должен измерять и контролировать.

С точки зрения затраченных компанией человеко-часов письменное общение в любой его форме менее эффективно, нежели обычный разговор по телефону.

Но это не означает, что телефоном надо ограничиться. Необходимо соблюдать баланс: не отказываясь от мультиканальности (омниканальности), как от тенденции в целом, стоит грамотно распределить усилия сотрудников между каналами. К примеру, можно открыть некоторые каналы — тот же чат поддержки на сайте — только для VIP-клиентов.

А начинается мультиканальность с внедрения соответствующих инструментов — как минимум упомянутой выше базы о клиентах и их проблемах. Зачастую такой инструмент входит в состав решений для учета и управления клиентскими заявками.

Попробуйте Okdesk — это бесплатно

Удобная и быстрая автоматизация задач по сервисному обслуживанию и технической поддержке ваших заказчиков. Внедрение без программистов. Бесплатный доступ ко всем возможностям на 14 дней.

Попробовать бесплатно

Поделитесь статьей
Кирилл Федулов

Сооснователь и директор по развитию Okdesk. Около 10 лет проработал в компании Naumen, где занимался внедрением ITSM и service desk систем в крупнейших российских компаниях: Полюс, Тинькофф, ЛСР и др. Эксперт в области организации и автоматизации процессов техподдержки, сервиса и выездного обслуживания.

Популярные материалы
Лучшее
10 признаков того, что вашей компании нужна новая help desk система
28.01.2021
От экспертов
Help desk система: что это и зачем она нужна вашей компании?
08.10.2021
Опыт клиентов
Зачем мигрировать с корпоративной service desk на Okdesk — Опыт «Совтех»
18.10.2021
Опыт клиентов
Экономия на разработке: опыт перехода с конфигурации 1С на Okdesk
24.08.2023
Курс про управление сервисной компанией
Полезные материалы
Дважды в месяц о развитии и автоматизации сервиса, техподдержки и выездного обслуживания.
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Добро пожаловать! Вы успешно подписались
Полезные материалы
Дважды в месяц о развитии сервиса, техподдержки и выездного обслуживания.