Вполне резонное желание руководителя — повысить эффективность работы компании, в том числе, через повышение производительности каждого отдельного сотрудника.
В теории все легко. Но на практике первый же вопрос, который встает перед руководством, — за какими показателями следить в этой погоне за эффективностью, и как это делать? Одним из контролируемых параметров (а иногда — единственным) зачастую становится длительность рабочего времени специалистов. Некоторое время назад мы уже поднимали эту тему.
Наблюдение за отработанными часами порой принимает довольно странную форму: в качестве инструмента контроля отработанных часов начинает использоваться система контроля доступа на предприятие. Однако для сервисного бизнеса такой подход не дает нужного эффекта, и вот почему.
Основная задача системы контроля доступа (СКУД) — соблюдение пропускного режима и, соответственно, безопасности в офисном здании или на крупном предприятии. Внутри компании данные СКУД могут использоваться с двумя целями: дисциплина и учет. Дисциплина — тема отдельного разговора, затрагивающая не столько объективные данные, собираемые какими-либо системами, сколько построение взаимоотношений между начальником и подчиненными. И у каждого руководителя на эту тему есть свое мнение.
Если же мы говорим про учет рабочего времени сотрудников сервисной компании, то в первую очередь необходимо понять, зачем этот учет вообще нужен. Очевидные ответы — это оценка эффективности работы каждого отдельного сотрудника, расчет стоимости услуг, сравнение эффективности работы по проектам. Во всех этих приложениях ключевую роль играет два фактора: детализация учета времени и привязка этого времени к определенному проекту (т.е. к заработанным компанией деньгам).
Ранее мы уже обсуждали, почему нельзя пытаться следить за каждой секундой рабочего времени сотрудника. Попытка использовать информацию из СКУД — другая крайность. Данные, собранные таким образом, отражают лишь время присутствия сотрудника за проходной. Но присутствие в офисе не означает его нахождение на рабочем месте. Аналогично — наличие на рабочем месте не означает, что сотрудник работает и, тем более, занимается определенным проектом (даже если это основной проект компании на текущий момент).
С другой стороны, отсутствие человека в офисе — не означает, что время было потрачено им на личные дела. Для сервисного бизнеса вполне типичны разъездные работы. А сотрудникам интеллектуального труда, чтобы осмыслить задачу, иногда необходимо, условно говоря, выйти покурить. Как учитывать время, в течение которого сотрудник, выйдя через турникет на улицу покурить, придумал решение проблемы, которое до этого найти не мог? С другой стороны, как “отлавливать” истинную прокрастинацию с блужданием по открытой части интернета или многочасовые чаепития на офисной кухне?
В контексте учета трудозатрат и расчета на их основе каких-либо параметров бизнеса важен баланс в вопросе точности сбора начальных данных. И каждая компания определяет его самостоятельно, в зависимости от особенностей работы. Но крайне редко речь идет об учете секунд или контроле только лишь дней работы.
Система для автоматизации учета трудозатрат и сервисных заявок! Бесплатное тестирование!
В общем случае каждый сотрудник занят более чем в одном проекте. Поэтому учитывая трудозатраты с целью подсчета рентабельности или оценки эффективности, нужно понимать, к какому проекту они относятся. Иначе попросту невозможно привязать заработанные компанией деньги к потраченным часам (или затраты ФОТ к решенным проблемам). Нельзя просто выделить 30% времени на один проект, а 50% — на другой. От таких умозрительных заключений вреда может быть больше, чем пользы. Т.е. для проведения вычислений, сотрудника все равно придется спрашивать о том, на что был потрачен день / неделя. Иными словами, полностью автоматизировать процесс учета через подключение к СКУД все равно не получится.
Самый важный аргумент против использования данных системы контроля доступа для оценки работы персонала сервисной компании — наличие выездных работ. СКУД не знает ничего о деятельности выездных сотрудников — их придется опрашивать о трудозатратах дополнительно, полагаясь на их честное слово. Если в компании большинство сотрудников так или иначе ездят к заказчикам, итоговая точность измерений потраченного на работу времени при использовании СКУД не будет выше обычных отчетов от сотрудников. И, опять же, автоматизации никакой не получится.
Действительно незаменимы данные СКУД только в роли “арбитра” при вынесении предупреждений и наказаний сотрудникам, регулярно нарушающим трудовую дисциплину.
Okdesk — система, которая поможет организовать учет трудозатрат по сервисным заявкам и предоставить всю необходимую отчетность по KPI Ваших сотрудников.