Попробовать

Дефицит кадров в отрасли сервисного обслуживания медицинского оборудования: масштабы, причины, решения

От экспертов
Опубликовано: 28.03.2023
Время на чтение: ~10 мин.

Как продолжать эффективно вести бизнес при дефиците сотрудников — один из основных вопросов, который в условиях нестабильной экономической ситуации волнует многих управленцев и собственников компаний по всей России.

Исследования показали, что в 2022 году во всем мире количество компаний, испытывающих нехватку персонала, выросло по сравнению с 2021-м на 28%. По прогнозам, в 2023 году дефицит кадров только усилится, в том числе среди технических специалистов.

Обслуживание медицинского оборудования.

Фото с сайта citomed-teh.ru

Эта проблема особенно актуальна для организаций с узкой специализацией, к которым относятся фирмы, занимающиеся сервисом и ремонтом медицинского оборудования. Кризис в разы усложняет эту задачу.

Причины дефицита кадров

Их несколько.

На рынке труда в нашей стране сложилась такая ситуация: спрос на квалифицированные кадры растет, а предложение — сокращается.

Первая причина — депопуляция, последствия так называемой демографической ямы 90-х, когда с конца 1990 года до начала 2000-го смертность в 1,5 раза превышала рождаемость, а естественный прирост населения сменился убылью впервые со времен Великой Отечественной войны.

Хотя дефицит квалифицированных специалистов — проблема общемировая, в нашей стране она усугубляется сокращением числа естественно-научных и технических кадров старшего поколения на фоне недостатка молодых специалистов. Так, за последние 10 лет ежегодно сокращается доля соискателей в диапазоне 18–35 лет: в возрастной категории 20–24 года — почти в два раза (с 12 до 7 млн). Спад наблюдается и в категории 25–29 лет, среди которых, как правило, люди с наработанным опытом.

Другой причиной, по мнению экспертов, является высокий уровень смертности в результате пандемии коронавируса, когда естественная убыль населения в России за год превысила 1 млн человек.

Стоит принять в расчет мобилизацию, начавшуюся осенью 2022 года, в результате которой тысячи специалистов из разных отраслей ушли на контрактную службу, а это люди в возрасте до 40 лет, которых кадровики называют самой продуктивной и трудоспособной категорией на рынке труда.

Также стоит учесть факт релокации за рубеж: анализ данных по выезду за пределы страны показал, что в третьем квартале 2022 года число пересечений границы выросло до 9,7 млн. Это может свидетельствовать об отъезде порядка 1,5% рабочей силы РФ.

Все это происходит при постоянном оттоке трудовых мигрантов, в том числе квалифицированных.

Масштабы дефицита

В условиях экономической турбулентности на отечественном рынке труда, вопреки прогнозам, объем вакансий растет при уровне безработицы всего 3,6%: в январе 2023-го он достиг исторического минимума.

Колоссальный разрыв между спросом и предложением означает, что текущая ситуация не сделала рынок более конкурентным среди соискателей. Такое положение эксперты объясняют тем, что, несмотря на кризис, люди не торопятся откликаться на вакансии, не соответствующие их ожиданиям.

По данным ресурса hh.ru, например, за январь — февраль 2023 года по сравнению с тем же периодом 2022 года прирост вакансий составил 13%, а резюме — 8%.

На этом фоне, по мнению специалистов, сегодня надо говорить не столько о формально низкой безработице как о социально-экономическом достижении, сколько о нарастающем дефиците персонала. Нехватка квалифицированных кадров отражается на качестве оказываемых услуг, что в будущем может легко привести к клиентскому оттоку и снижению прибыли.

Такое положение наблюдается во многих сферах, в том числе в отрасли сервисного обслуживания медицинского оборудования. С одной стороны, компании, которые до кризиса не занимались обслуживанием медтехники, предлагают свои услуги, не имея для этого соответствующих лицензий и допусков. С другой — даже сертифицированные организации порой не имеют возможности выбрать лучших специалистов.

Для компаний, работающих в данной сфере, это тем более актуально, т. к. по данным, которые мы получили в результате проведенного исследования, более 46% опрошенных организаций ожидают увеличения количества сервисных заявок в ближайшие 6 месяцев, что может потребовать расширения штата.

Что делать?

При всей сложности положения нельзя забывать, что любой кризис нередко открывает новые возможности, и важно суметь ими воспользоваться здесь и сейчас, не ожидая, когда изменится внешняя ситуация.

Сделать это можно, если грамотно подойти к решению проблемы. Вот несколько шагов, которые помогут решить вопрос дефицита кадров в отрасли.

Не поддаваться панике

Медицинская отрасль была и остается одной из самых устойчивых во времена кризиса, потому что вне зависимости от экономических обстоятельств людям нужна медпомощь.

Сегодня большой спектр услуг по диагностике и лечению различных заболеваний происходит при помощи медицинской техники, которая нуждается в постоянном сервисном обслуживании.

В кризисные времена сервису стоит уделять больше внимания, т. к. зачастую медицинские учреждения сокращают бюджет на покупку нового оборудования и фокусируются на использовании имеющегося парка аппаратов.

Поэтому сервисной компании по обслуживанию медицинского оборудования особенно важно донести до действующих и потенциальных клиентов значимость качественного сервисного обслуживания.

Работать над удержанием сотрудников

Этому способствуют:

  • материальные стимулы:
    • конкурентная заработная плата, которая должна зависеть от занимаемой должности, квалификации, стажа работы, количества и качества затрачиваемого труда;
    • премиальные выплаты, например, за улучшение конечных результатов, вознаграждение за работу по итогам квартала/года;
    • дополнительные льготы;
  • моральная мотивация:
    • благоприятный климат внутри коллектива;
    • проведение корпоративных мероприятий и т. п.
    • повышение квалификации, т. е. дополнительное обучение на рабочем месте с учетом специфики.

Повышать эффективность работы

При дефиците кадров на первое место выходит эффективность выполнения задач каждым сотрудником.

Если компании удастся меньшим штатом выполнять тот же или больший объем работы без потери качества, значит, она сможет сохранить действующих клиентов, сократить издержки и получить весомое конкурентное преимущество.

Сделать это можно благодаря использованию специализированных систем для автоматизации сервисного и выездного обслуживания медицинского оборудования, которые называются help desk системы.

Help desk система дает возможность:

  • сократить количество диспетчеров. Заявки со всех каналов коммуникации (телефон, электронная почта, мобильное приложение, Telegram-бот, клиентский портал и т. д.) будут поступать в единую систему и автоматически распределяться на исполнителей;
  • упростить контроль работы инженеров. В системе можно легко отслеживать статус заявки, оставлять комментарии и прикреплять фотографии и необходимые документы;
  • увеличить количество выполняемых заявок каждым инженером. Система позволяет автоматически формировать необходимые документы (акт диагностики, акт выполненных работ и т. д.) и заранее напоминает специалисту о регламентных и плановых работах и сроках их выполнения, уведомляет его обо всех изменениях по заявке, в том числе переносе работ по инициативе заказчика или получении новой заявки;
  • работать инженерам удаленно. В системе есть возможность организовать мобильное рабочее место для выездных сотрудников, которое позволит минимизировать необходимость посещения офиса (например, на совещание или для получения нового заказ-наряда). Всю нужную информацию по работе с сервисными заявками он может получать через мобильное приложение.

Аналогичное мнение у Блейк Морган, эксперта в области клиентского опыта. В своей авторской колонке Forbes первым пунктом она выделила автоматизацию и самообслуживание, как способ борьбы с нехваткой персонала:

Дефицит кадров остаётся проблемой для всех компаний. Но нельзя опускать руки, надо находить креативные решения проблем. Автоматизация контакт-центров и складов снижает потребность в людях без ущерба качеству обслуживания клиентов. В 2023 году возможности самообслуживания будут стремительно расти и расширяться до коротких видеороликов и голосовых заметок, что позволит клиентам решать проблемы и получать ответы в удобное для них время. — Блейк Морган.

Когда ждать улучшений?

Прогнозировать завершение кризиса — дело неблагодарное. Но в условиях экономической нестабильности остановиться и ждать определенности — путь в никуда, ведь пока вы ждете, конкуренты могут забирать вашу долю рынка.

Примеры компаний, добившихся видимых результатов, в том числе в период экономической нестабильности, подтверждают, что этому во многом способствовало внедрение системы автоматизации процессов help desk.

По нашим опросам, организации, которые уже используют их, пришли к таким результатам:

  • увеличение эффективности инженеров и техников до 80%;
  • сокращение общего времени решения заявок на 35%;
  • снижение фонда оплаты труда на 20%;
  • 100% фиксация сервисных заявок;
  • рост удовлетворенности заявителей по решению сервисных обращений до 98,5%.

В текущей ситуации неопределенности и дефицита кадров сервисным компаниям, обслуживающим медицинское оборудование, важно не поддаваться панике, максимально быстро подстроиться под новую реальность и создавать более конкурентные предложения. То есть с холодной головой решать поступающие задачи, а также использовать современные специализированные системы, такие как help desk, которые помогут сохранить эффективность работы сервиса при дефиците сотрудников.

Попробуйте Okdesk — это бесплатно
Простая и быстрая автоматизация задач по сервисному обслуживанию и технической поддержке ваших заказчиков. Внедрение без программистов. Бесплатный доступ ко всем возможностям на 14 дней.
Попробовать бесплатно

Поделитесь статьей
Александр Шиянов
Заместитель руководителя отдела развития отраслевых решений. Эксперт в области автоматизации рабочих процессов сервисных компаний.
Популярные материалы
Опыт клиентов
Опыт компании Punkt E: как обеспечить работу крупнейшей сети электрозаправок в соответствии с SLA?
14.11.2023
Опыт клиентов
Экономия на разработке. Опыт перехода с конфигурации 1С на Okdesk
24.08.2023
Опыт клиентов
Зачем мигрировать с корпоративной service desk на Okdesk — Опыт «Совтех»
18.10.2021
От экспертов
Help desk система: что это и зачем она нужна вашей компании?
08.10.2021
Лучшее
10 признаков того, что вашей компании нужна новая help desk система
28.01.2021
Как ручной учёт обращений вредит сервисному бизнесу
Рекомендуем почитать
Опыт клиентов
Зачем менять help desk систему для автоматизации сервисного обслуживания, если она уже внедрена и работает — Опыт ГК «МОНТРАНС»

Группа компаний (ГК) «МОНТРАНС» попробовала множество инструментов управления сервисом, но остановилась на Okdesk. На фоне конкурентов выбранный Help Desk позволил сравнительно недорого автоматизировать сложные бизнес-процессы, снизил дублирование информации и полностью исключил бумажный документооборот.

От экспертов
Help desk система: что это и зачем она нужна вашей компании?

Help desk — это специальная программа для автоматизации процессов техподдержки, сервиса, обслуживания клиентов, включая выездное обслуживание, а также сотрудников (внутренних заявителей) компании. Системы класса help desk помогают повысить эффективность работы сервисной компании или отдела: будь то IT-служба, решающая заявки о неработающем принтере в офисе или выездные инженеры, обслуживающие различное оборудование и объекты.  

Лучшее
13 причин провалов внедрения help desk системы и как с ними бороться

По данным The Standish Group в США и Европе за 2015 год: 31,1% от всех ИТ-проектов остановлены и не завершены; 52,7% от всех ИТ-проектов завершены со срывом сроков, значительным увеличением первоначально запланированного бюджета или кардинальным изменением изначально запланированных целей; только 16,2% от всех ИТ-проектов оправдали ожидания. Итого: 83,8% (фактически 8 из 10) неудач против 16,2% успеха. А что у нас приводит к неудачам внедрения help desk и других систем? Мы поговорили с более чем 5000 сервисных компаний и готовы представить результаты. А заодно и методы преодоления большинства трудностей!

От экспертов
Что такое Service Desk и зачем это нужно вашей компании

Рынок service desk систем предлагает десятки различных вариантов: от простых тикет решений до сложных корпоративных и очень дорогих. Существуют предложения для Customer Support, для внутренней поддержки (ITSM). Какая именно service desk система нужна сервисной компании, и на что в первую очередь обратить внимание при выборе? Давайте разбираться!

Опыт клиентов
Как БЦ «Атмосфера» реализовал у себя бизнес-модель rent as a service и повысил лояльность арендаторов

«Атмосфера» – бизнес-центр (БЦ) класса B, расположенный в центральной части города Владимира в удобной пешей и транспортной доступности. На 13 тыс. кв. м площади разместились фитнес-клуб премиум-класса «Атмосфера», медицинский центр «Оптима», Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области, АО «Энергосбыт», АО «Владимирские коммунальные системы», ПАО «Т-Плюс», АО «Объединённая металлургическая компания», интернет-магазины «Сантехника-Онлайн» и «Диван.ру» и другие арендаторы.

От экспертов
ТРМ или всеобщий уход за оборудованием

TPM (Total Productive Maintenance, всеобщий уход за оборудованием) — это подход к обслуживанию производственного оборудования, направленный на постоянное поддержание его работоспособного состояния. В этой статье обсудим, почему этот подход важен именно сейчас и как внедрить его в компании.

Полезные материалы
Дважды в месяц о развитии и автоматизации сервиса, техподдержки и выездного обслуживания.
 
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Полезные материалы
Дважды в месяц о развитии сервиса, техподдержки и выездного обслуживания.